- Хороший специалист обязательно обладает высшим психологическим образованием (либо высшим медицинским). Желательно также наличие дополнительного образования. Безусловным плюсом является наличие ученой степени.
- Личность и внешность, манера разговаривать должны быть приятными и не вызывать внутреннего дискомфорта. Специалист должен вызывать доверие и располагать к себе.
- Содержание официального сайта (странички в соц сетях) должно быть интересным и понятным. Избегайте специалистов, на сайте которых представлена сухая биографическая информация с контактными данными. Хороший психолог интересно расскажет о себе, своих методиках работы, обязательно будут представлены фото и видео, помогающие сформировать мнение о его личности.
- Безусловно, лучшие психологи универсальны и владеют разными методиками, комбинируя их. Опытный профессионал хорошо представляет, как вывести клиента к пониманию цели их взаимодействия.
- Добросовестный и порядочный специалист никогда не будет уговаривать на прием, манипулируя чем либо, просто предложит свою помощь и не будет дожимать пациента, получив отказ.
- Хороший профессионал много вкладывает в свою компетентность и профессиональное развитие, проходит личную терапию и периодические супервизии (разборы сложных ситуаций со своими опытными коллегами). Такой специалист охотно и подробно расскажет об этом. Низкая стоимость услуг психолога косвенно свидетельствует о его недостаточном уровне саморазвития и самосовершенствования.
Как проходит прием у психолога?
- Назначение встречи. Место и время встречи должны быть комфортным для человека, необязательно это рабочий кабинет – место проведения консультаций может быть любым (парк, тихо кафе, дома).
- Знакомство. Этот этап длится 5-20 минут. Клиент осваивается в новой обстановке, рассказывает о себе, уточняет некоторые вопросы. Психолог в это время проводит первичный анализ, фиксируя психоэмоциальное состояние. На данном этапе вполне свойственны некоторое напряжение и волнительное состояние.
- Определение проблемы и постановка цели и механизма ее решения. Здесь важно определить цель психоконсультации и разработать шаги для ее реализации и улучшения качества жизни.
- Непосредственно прием. Подробно описываются жизненная ситуация, переживания и заботы. Психолог внимательно слушает (хороший специалист никогда не перебивает), анализирует полученную информацию, обращая внимание на эмоциональное поведение клиента, при необходимости уточняет подробности и делает определенные выводы. Важно понимать, что такая беседа в корне отличается от дружеского общения за бокалом вина или с близкими родственниками на кухне. Целенаправленно выстраивается общение, основанное на познаниях человеческой психики.
- Средняя продолжительность сеанса составляет 1-1,5 часа. Если после одной или двух первых встреч клиент испытывает некоторое эмоциональное облегчение — это служит сигналом о выборе подходящего специалиста.
Информацию, которую нужно сообщить при записи на первичный прием
- Кому нужен психолог (личный прием, помощь ребенку, консультация семейной паре).
- Причина обращения, беспокоящие проблемы.
- Детали, важные для подготовки психолога к консультации (наличие диагноза, поставленного психиатром или врачом; пожелания к психологу).
- Возраст клиента.
- Формат проведения консультации (очная встреча или онлайн консультация психолога).
- Место проведения приема (дома у пациента или в кабинете психолога).